Год под санкциями: закат или новые перспективы?
"Западные санкции подкосили авторынок и несут серьезные угрозы для сегмента НСТО. Но адаптироваться к сложностям можно, реально даже начать расти", – считает Ольга Селезнева, Председатель Региональной Ассоциации Станций Технического Обслуживания (РАСТО).
Исход ведущих мировых автопроизводителей из России заметили все, а вот на остановку поставок автокомпонентов и расходных материалов для отрасли СТО поначалу обратили внимание только профессионалы, которым сразу было понятно – быстрое имортозамещение в данном сегменте невозможно.
За год мы увидели крах целого ряда успешных авторемонтных предприятий, как из дилерского, так и из независимого сегмента. Кто-то не смог заместить ушедшие автомобильные бренды, кто-то работал на грани рентабельности и не выдержал оттока платежеспособных клиентов, другие потеряли высококвалифицированных сотрудников, на которых держалась ремонтная зона.
Для членов Ассоциации кадровый голод не стал проблемой выживания: благодаря собственной краткосрочной системе подготовки рабочих специалистов мы были защищены, но проблемы с автокомпонентами ударили и по нам.
– Параллельный импорт здесь не помог?
– Мы работаем легально, дорожим репутацией и несем полную ответственность за детали, устанавливаемые на клиентские автомобили. А параллельный импорт – это лотерея, во многом усугубившая проблему контрафакта и фальсификата.
Для кого-то такая схема стала спасением, если нужно было привести агрегаты: мотор, коробку, либо иные дефицитные запчасти. Но это «штучный» товар с высокой маржинальностью. Для универсального мультибрендового СТО такая схема не работает – нерентабельно закупать широкий спектр запчастей и ждать их реализации. А контролировать логистические цепочки сторонних поставщиков – невозможно.
Поэтому мы, как и большинство легальных СТО, продаем клиентам только официально ввезенные в Россию автокомпоненты и технические жидкости, на которые есть сертификат соответствия и гарантия. Сегодня к этой категории относятся частные бренды дистрибьюторов, отечественные торговые марки и некоторые азиатские. В лучшем случае, на рынке еще можно купить баснословно дорогие оригинальные «остатки» европейских брендов.
– Полагаю, что не всем клиентам понравился ваш подход.
– Да, сначала многие поехали в нелегальные мастерские, которые внезапно возникли на фоне падающего потребительского спроса и экономии со стороны автовладельцев. Такие заведения предлагали низкие цены на работы и возможность установки любых деталей. К тому же, часть автомехаников из дилерского сегмента ушла в собственные гаражи, переманивая туда лояльных клиентов.
Но контрафакт и фальсификат быстро сделали свое дело, приведя в негодность тысячи моторов, коробок и подвесок автомобилей, на что гаражные мастера только разводили руками. Никакой ответственности, никаких гарантий. Поэтому большинство наших клиентов уже вернулись в цивилизованный автосервис.
Другое дело, что нелегалы продолжают негативно влиять на рынок, техническое состояние автомобилей, а в итоге, и на безопасность дорожного движения. Опасаюсь, что к концу года мы столкнемся с ростом аварийности на дорогах из-за некачественного ремонта и контрафактных автозапчастей и масел.
– Угроза кроется именно в плохих запчастях или в отсутствии контроля?
– Главная опасность – в отсутствии законной ответственности. В серой зоне автовладельцев подстерегают не только поддельные запчасти, некачественное масло, но и отсутствие доступа к технологиям авторемонта, специальному инструменту и оборудованию. Современные автомобили невозможно ремонтировать с помощью гаечных ключей и отвертки.
К тому же, нелегальный автосервис, который не несет никаких гарантий перед клиентом, является провайдером поддельных масел и запчастей. В серой зоне очень выгодно продавать подделки.
– Но есть же в гаражах и настоящие золотые руки!
– Не так часто, как кажется. «Золотые руки» обычно открывают собственные СТОА и осуществляют предпринимательскую деятельность в рамках закона.
А в гаражах даже у хороших мастеров квалификация постоянно снижается. Как правило, они не проходят обучение или курсы повышения квалификации, не развиваются. Это важно, ведь автомобили с каждым годом становятся технически сложнее. Каждый автопроизводитель постоянно работает над защитой интеллектуальной собственности, внедряя «умные» системы и автокомпоненты для замены которых нужен дилерский софт и специальные инструменты.
К тому же, только за последние месяцы в страну пришли тысячи экзотических для России машин по схеме параллельного импорта. Работать с ними не умеет никто, для них практически нет запчастей и технологических инструкций. И если, скажем, Ассоциация РАСТО обладает собственной системой профессионального обучения, квалифицированными техническими специалистами, имеет партнерские связи с дилерским сообществом, прямой выход на производителей автокомпонентов и сервисного оборудования, то у нелегального сервиса есть только смекалка.
– Вас могут упрекнуть в дискредитации «гаражей» и защите бизнес-интересов легальных станций.
– Мы все являемся участниками дорожного движения, и я забочусь о нашей общей безопасности. Когда к нам приезжают «жертвы» нелегальных бизнесменов, становится жутко! Всего один «кулибин» в своем гараже за пару часов способен создать угрозу жизням десятков людей!
К тому же, нелегальные сервисы – это злостные нарушители закона, которые не платят налогов, должным образом не оформляют сотрудников. Они провоцируют коррупцию, негативно влияют на аварийность и нередко загрязняют окружающую среду
Легальный автосервис, при этом, платит все обязательные взносы и налоги, соблюдает экологические требования, обеспечивает безопасность своих мастеров и клиентов, обучает персонал, выполняет важную социальную функцию, инвестирует в оборудование и молодые кадры, соблюдает строгие гарантийные обязательства…
Нечестная конкуренция со стороны «дяди Васи», в реальности, никому невыгодна, даже его клиентам, которые в итоге заплатят больше. И дай Бог, если не собственными жизнями.
– Можно ли в сложных экономических условиях побороть гаражные мастерские?
– Мы не призываем кого-то побороть или лишить рабочих мест. Во всем мире есть частные мастера и небольшие СТО. Но речь про образованных мастеров, а не недоучек! Мы говорим: работайте, но делайте это по закону!
Каждый водитель обязан сдать экзамен на водительские права прежде, чем сесть за руль автомобиля. Тогда, почему любой желающий может ремонтировать машины безо всякого контроля и разрешения?
Профессия автомеханика не менее ответственная, чем у врача, если брать во внимание потенциальные последствия ошибок. Иногда просроченное лекарство выпить менее опасно, чем не закрутить до конца всего одну колесную гайку!
Поэтому справедливо требовать от каждого механика подтверждение его квалификации. В цивилизованных странах давно введены жесткие требования к их образованию, создана система допуска к профессии автомеханик и мастер ремонтной зоны. Как правило – это персональная аттестация и выдача сертификата. И никаких запретов!
– На построение такой системы уйдут годы.
– Именно так, но эти годы уже потрачены нашей Ассоциацией. Мы начали с того, что разработали перечень квалификационных требований к работникам сервисной зоны, протестировали их на базе подмосковной системы государственного образования и большинстве станций технического обслуживания РАСТО.
После чего разработали методику подготовки специалистов, внедрили ее на базе партнерских колледжей, и сегодня до 10% персонала на наших СТО – это молодые специалисты. Невиданные для отрасли цифры, где всего 2% выпускников идут в профессию.
Параллельно, вместе с ведущими мировыми производителями автокомпонентов, создали учебный центр и «Школу автомехаников РАСТО», совместно занимаемся повышением квалификации готовых специалистов.
Сегодня, мы можем оценить квалификацию каждого специалиста, определить недостатки в любых сферах его компетенций и восполнить технические пробелы.
– А вы работаете над внедрением данной системы на государственном уровне?
– Да, наши наработки оказались востребованными в Совете по профессиональной квалификации в автомобилестроении Национального агентства развития квалификаций при Президенте Российской Федерации. Отмечу, что от сервисного сообщества в него входят только две отраслевые организации: РАСТО (представляет независимый сегмент авторемонта) и РОАД (дилерский сегмент).
В Минтруд уже переданы наши предложения по внедрению основных профессиональных стандартов, сейчас ожидаем их одобрения для формирования Профессионального стандарта в сфере автомобилестроения. На его базе будет создан Федеральный образовательный стандарт для среднего-профессионального образования.
В итоге, каждый выпускник или действующий автомеханик смогут подтвердить свой квалификационный уровень: как теорию, так и практику.
– Для этого придется создавать отдельную инфраструктуру?
– Эту работу можно вести прямо сейчас на базе отраслевых колледжей и профессиональных ассоциаций, таких как РАСТО или РОАД. Организационный и правовой фундамент также заложен, в виде Центров оценки квалификации (ЦОК). Соответствующие ЦОКи существуют, и успешно работают по всей стране, в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ.
Сегодня в них обращаются работодатели, чтобы протестировать своих сотрудников или соискателей. На государственном уровне уже установлена обязательная сдача экзамена, по независимой оценке, квалификации для целого ряда профессий (например, для строителей).
– После внедрения системы аттестат будет обязательным и для работы в автосервисе?
– Я уверена, что он должен стать обязательным. Только так мы сможем сделать автомобильный ремонт прозрачным, безопасным для автовладельцев и выгодным для государства.
Сегодня, по разным оценкам, около 60% автомехаников работают в серой зоне. Чудовищные цифры… А самое интересное, что при высоком дефиците современных квалифицированных кадров, рынок перенасыщен гаражными «мастерскими». Во многих регионах страны законный сервис не может расти, так как конкурировать с гаражами очень сложно.
На мой взгляд, в это непростое время государство могло бы поддержать предпринимателей, которые осуществляют экономическую деятельность в рамках закона. Тех, кто несмотря на снижение доходов, продолжает инвестировать в сотрудников, осуществляет подготовку молодых кадров, постоянно повышая качество продукции и услуг.
Благодаря стимулу и продвижению добросовестных предпринимателей произойдет развитие отечественного рынка автокомпонентов, создание новых технологий, привлечение талантливой молодежи , как следствие, рост экономики в стране. Потому что, легальный бизнес – единственный выгодный для развития государства и цивилизованного общества вариант!
Подготовил Иван Лапырин